Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный психический процесс, зависящий от многих моментов и факторов. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.
Категории школьников, требующих пристального внимания и логопедической работы:
- Дети c нормальным умственным, речевым и психическим развитием, без отклонений, но с трудом усваивающие программы первого класса. Причинами этого чаще всего являются: недостаточная подготовленность детей к школе, непонимание родителями предстоящей сложности обучения в первом классе. Родители нередко думают, что нужно только знать буквы, или немного читать, а остальному научат в классе, но сейчас школьные программы стали очень насыщенными и объёмными и времени для закрепления пройденного материала практически не выделяется. К школе лучше готовиться заранее, по определённой системе, максимально развивая и повышая уровень знаний, знакомя с лексической, грамматической и фонетической структурой языка.
- Дети, у которых в дошкольном возрасте была выявлена задержка психического развития (ЗПР). В начальной школе выявленная ЗПР может достаточно серьезно отразиться на успеваемости ребенка. Школьники с ЗПР встречаются очень часто, эмоционально-волевая сфера у них значительно нарушена, а значит, страдает и познавательная деятельность.
- Дети с задержкой речевого развития или общим недоразвитием речи. В качестве примера можно привести такой речевой диагноз, как стёртая дизартрия, алалия в разных проявлениях и т.д. Этим детям в школе на уроках самостоятельно очень непросто разбираться и усваивать предлагаемый учителем материал.
- Если у ребёнка сложное сенсорное нарушение: отклонение в развитии слуха (слабослышащие дети), отклонение в развитии зрения (слабовидящие дети), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В этих случаях помощи одного логопеда уже недостаточно и надо обращаться за врачебной помощью к соответствующим специалистам.
Задачи логопеда при работе со школьниками:
- Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
- Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии родителям.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Таким образом, основные направления работы логопеда заключаются в следующем:
- преодоление нарушений звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является также тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.
Советы родителям по развитию речи детей:
- Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной, спокойной.
- Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации. Обсуждайте прочитанное, говорите о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
- Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам), составлению рассказов по картинкам.
- Играйте в настольно-печатные игры, где есть возможность узнавать новые слова и закреплять старые знания.
- Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память).
- Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чисто говорки.
- Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки, которые учат делать выводы и анализировать, в целом развивают мышление.